|
|
В целом ситуация с подъемниками такова:
- Внизу, непосредственно рядом с гостиницей "Крокус"
- бугельный подъемник, склон для новичков 300 м.
- Первая очередь однокресельной дороги от "Крокуса"
до поляны ЛИИ - функции чисто транспортные, поскольку на
этом участке можно кататься только в очень снежную зиму,
или для самостоятельного (минуя канатки) возврата на Домбайскую
поляну из зоны горнолыжного катания = 4-я и 5-я канатки
(см. ниже) - здесь долгий пологий спуск по узкой тропинке
в лесу.
- Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую
Поляну в торону от современной зоны катания. Раньше
именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания.
Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась
новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется.
Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским
водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в
лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген
вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на
вершину г. Муса. Теперь
вдоль этой дороги, проезжают вниз фрирайдеры возвращаясь
из целинных полей в зону канаток.
- Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны
ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. - уровень гостиницы
Пик Ине) - нижняя граница
современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто
уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся
вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение
тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания. Вдоль
нее катаются только экстремалы - крутой каменистый склон
в лесу.
- Маятниковая канатная дорога (вагончик на 20 человек) ведет
из центра Домбайской поляны на уровень 2260 м., т.е., минуя
1-ю и 3-ю очереди (как бы третья сторона треугольника =
Домбайская Поляна - Поляна ЛИИ - высота 2260 м.), приводит
за один такт к нижней границе зоны горнолыжного катания.
Это наиболее удобный вариант подъема в зону горнолыжного
катания, поскольку вагончик ходит часто и двигается очень
быстро (время в пути окол 8 минут), в отличие от 2-х последовательных
креселок (1-й и 3-й), суммарное время в пути на которых
более получаса, не считая времени простоя в 2-х очередях.
- На этом же уровне, но с другой стороны моста посадка на Новую гондольную канатную дорогу.
На данный момент это самая комфортный и быстрый способ подняться на тот же уровень, что и маятник, к гостинице Пик Инэ.
Время в пути 6 минут, вагонов много, а значи пропускная способность по сравнению с маятником конечно выше.
- Четвертая очередь парнокресельной дороги - ведет до основного
места дислокации горнолыжников и бордеров и их дневной тусовки
- поляны под г. Муса
на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов
проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Это
центр зоны катания и т.н. Апрес-ски. Сюда идет широкий выкат
с вершины г. Муса. Вдоль
4-й очереди можно кататься по дороге, которую регулярно
обрабатывают ратраками, а в снежную зиму и вне трассы, но
это рискованно - камни. В 1999 году вдоль и поперек четвертой
креселки горнолыжники катали уже с середины ноября, а в
2000 г. только в конце зимы. Длина трассы здесь около 1
км.
В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Правда его
на момент середины декабря 2002 пока не запустили. Цель
- прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников
при отключении электричества, а такие отключения на Домбае
бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью
спасателей и ратрака.
- Пятая очередь парнокресельной канатной дороги уходит с
поляны "тусовок" на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000
м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе. Оттуда
открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир,
а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса
вдоль креселки 2,5 - 3 км. обрабатывается ратраками 1-2
раза в неделю и сразу после снегопада. Вширину здесь примерно
по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание
обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима
тем шире зона. Правда в 2000-м году шире трассы можно было
прокатиться только в марте, да и то не вполную ширину. В
2002 году до середины декабря вширь кататься было нельзя
- только вдоль трассы и в "лягушатнике" на бугелях. Снег-то
есть - просто слишком много неприкрытых и скрытых камней.
Летом 2000 г. в нижней станции 5-й креселки был пожар, вызванный
пожаром в соседнем кафе. Выгорел щиток и ослаб трос. К чести
сотрудников станции надо сказать, что восстановили ее работоспособность
меньше чем за 2 месяца.
Частые отключения электричества на Домбае приводили к экстремальным
ситуациям, когда приходилось снимать лыжников с остановившейся
креселки. Ехали на ратраке и с помощью нехитрого приспособления
из альпинисткой веревки - снимали с кресел (иногда с высоты
в десяток метров) замерзших седоков.
В этой связи для обеспечения безопасности осенью 2002 года
на станцию завезли дизель - резервное обеспечение двигателя
станции электричеством. Теперь при массовых отключениях
электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и
вызволить всех сидящих - штатно и безопасно.
- С поляны "тусовок" под Мусой веером уходят 3 бугельных
подъемника около 100 м каждый. Они обслуживают пологий склон
для тренировок шириной метров 400 - "лягушатник". В этом
"лягушатнике" обычно катание возможно с середины ноября
- начала декабря. В 2002 году - с начала декабря.
- С поляны "тусовок" под Мусой остро вверх уходит еще один
подъемник - "швабры" - длиной около 300 м. Финиширует он
примерно посередине "Югославки" - метров на 200-300 ниже
промежуточной станции "Югославки". Вдоль "швабр" обычно
не катаются - слишком каменисто. Мимо "швабр" прокатывают
фрирайдеры, когда возвращаются с "козырька" (см. Козырное
катание). Этот подъемник используют в основном для траверса
к "Югославке": вверх "швабрами" и дальше - по трассе влево
под "Югославкой" к ее старту .
- В начале 2000 года была восстановлена еще одна очередь
парнокресельного подъемника, так называемая "Югославская".
Сама она Итальянская, но строил ее Югославский подрядчик.
Как только 1996 году начались войны в Югославии бригада
уехала на родину. Практически сразу после этого законсервирована.
Позже пытались безуспешно найти подрядчика и в конце концов
местная администрация нашла средства для профилактики и
запуска собственными силами.
Стартует она метрах в 400 слева от "тусовочной" поляны -
чуть подняться, затем метров 200 спуститься и Вы на старте.
Здесь в начале зимы 2002 г. поставили небольшое кафе. Ведет
"Югославка" на то же самое плечо г. Муса, что и 5-я очередь.
По пути имеет промежуточную станцию примерно по середине
основной трассы (см. "Основное
катание на 5-й"). Финишная станция этого подъемника
- в 20 метрах ниже конечной станции 5-й креселки.
В отличие от обитых деревом обычных кресел остальных канаток,
кресла этой канатки более современные - пластмассовые, покрыты
спец материалом, аккумулирующим солнечное тепло, так что
садиться на эти кресла приятнее. Только будьте все же осторожнее
при посадке - может дать по затылку опускающимся блокиратором-поручнем
- такая штанга, страхующая Вас при поездке.
- В ноябре 2001 года начали строить (чинить) бугель на самом
верху (замечательная снежная мульда), но он так и не заработал
в индустриальном смысле - проблемы с электрическим кабелем.
- Есть планы строительства бугелей и креселок в сторону
Гоначхира.
- В 2002 году руководством республики совместно с АО "Спутник"
(владелец гостиницы "ММЦ Горные
Вершины") одобрен проект строительства новой гондольно-
кресельной дороги от середины Домбайской поляны до "Югославки".
Стоимость проекта $ 30 млн. Длительность строительной части
проекта 16 месяцев. Идет этап создания инвестиционного портфеля.
Катание разнообразное, но все таки не "черное", хотя конечно есть
варианты сравнимые с Югом Чегета и его Долларом. Ратраки (их 2 - причем второй
подарен Домбаю в избирательную компанию 1999 года Березовским) обычно
разравнивают трассы не очень регулярно, но все же 1-2 раза в неделю
и сразу после снегопада. Вдоль 5-й делают трассу шириной в 4 ратрака,
вдоль 4-й - в 1-2 ратрака.
Подробнее о трассах и катании см. статью "основное катание на 5-й"
и другие в этом разделе.
Подробнее о ценах и характеристиках подъемников см. "Подъемники: описание и цена"
Историю строительства системы канатно-кресельных дорог см. в рассказе А.М. Бублик
- участника строительства с самых первых дней.
|
|
|