Домбай.Info Карта/Поиск:
Домбай
Альпинистские маршруты
Восхождение на любую Домбайскую вершину с инструктором!!!(new!)
на пик Алибекский 3Б
Все маршруты на пик Белалакая
   3A

Классический 3Б
   Главная 4Б по северо-восточной стене(new!)
   Главная 4Б по восточному ребру(new!)
Все Маршруты на Домбай-Ульген
   Западный 6А
   Классический 3Б
Домбай (Западный) с запада 4Б (путь Сасорова)
Джаловчат(Узловая) 2Б

Маршруты Приэльбрусья

Спелео
пещера Физтеховская
   Описание новой части 2002г.
   Зал "Головка Сыра"
   Зал "Чрево"
   Через классический вход
   Проход от "Чрева" до "Головки сыра"

Загедан-2002

Описание новой части п. Физтеховская (2002г.).

Автор: С.Лавров

Сразу за зальчиком "Лужники" небольшой уступчик вверх (1,5-2,0 метра). Далее галерея метров через 30 уходит на пару метров вниз. Прямо по ходу тупичок, где мы нашли кристаллы, похожие на мирабилит, но в очень небольшом количестве. Идентификацию проводил Макс Попов методикой "на ощупь" (он раньше бывал в п. Майской и там "общался" с мирабилитом).

Дальше двигаемся по главному ходу - в основном это широкая, но невысокая (до 1 м) галерея с плотным глиняным полом и монолитным потолком. Потом ход поворачивает влево и вверх. Потолок поднимается, на нем появляются какие-то красивости. В мощном пласте глины на полу виден забитый глиной разлом. Есть ответвления влево, но мы, не обращая на них внимания, идем вверх "по турчикам", которые сами же и соорудили. В паре мест можно залезть под стенку справа, там можно увидеть замытое глиной старое русло и никаких надежд на продолжение. Один из характерных признаков в этом месте - "Черный ручей". В начале его слева слышен шум воды, это ручеек с расходом до 1 л/сек. убегает под камни. Все время поднимаемся вверх, забирая вправо, истоки "Черного ручья" остаются слева. Начинаются нагромождения глыб. Подъем становится намного круче. Карабкаемся по камням, стараясь двигаться по старым руслам ручьев.

В одном месте под камнями шум воды - ручей. Подобраться к нему нам не удалось.

Почти исчезает глина и подъем начинает напоминать горный склон, который сверху прикрыт сводом, а местами делится камнями и глиной на отдельные зальчики, соединенные импровизированными проходами. На самом деле это все одно (!). Двигаясь вверх ориентируйтесь на шум очередного ручья. Только подняться надо не к струе, бьющей из стены, а к водопадику с потолка, это немного дальше и правее. На одном из подъемов перед этим будет мощная туфовая кора, старая, сухая и растрескавшаяся.

От водопадика немного вверх вдоль левой стенки. Здесь начинается "Страна Чудес". Шировая (~ 8 х 6 м2) галерея около 40 м длиной, поднимающаяся чуть вверх и сплошь заросшая геликтитами. Леса на потолке и стенах, целые пласты (рухнувшие сверху) под ногами. Сотни геликтитов, умерших от чрезмерного веса, валяются на полу и напоминают поле, усыпанное костями. Очень красивое место!

В конце галерея сужается и убегает вверх в неширокий обвальный ход - "Стрёмный ход". Оттуда сильная тяга, отчего геликтиты в этом конце галереи выросли под углом по направлению тяги (нам рассказывали про такое место в п.Снежной). Длина этого хода - метров 10-15, подъем метров 7-9. Он выводит к подножию очередной серии восходящих галерей с залами и красивостями наверху. Причем мы лазили по левой стенке, по правой было крутовато без спец.снаряжения. Там тоже есть туф и геликтиты, а ближе к концу многочисленные камины и пара колодцев.

Суммарная высота подъема от ПБЛа в зале Лужники +237 метров, удаленность примерно 740 метров (по нитке пикетов) и все без спец. снаряжения и веревки (!).

Информация по отдельным местам п. Физтеховская

Зал "Головка Сыра" - небольшой обвальный зальчик, в который попадаешь сверху( У3, навеска за глыбу). Зальчик наклонный, амплитуда 6-7 метров. Размеры ~ 30_15_6-7 м3. Если смотреть вверх, то можно увидеть над зальчиком пласт старых галерей, из которых мы в него и приходим.

Вниз по левой стенке можно попасть на старое сухое русло ручья и к "Ежам" (ванночка в глине, заполненная кристаллическими шариками). Сзади них - красивый наклонный ход, который переходит в резко наклонную объемную (4_3 м2) галерею с трещиной старого сухого русла ручья посередине. В начале этой наклонки есть большое ответвление влево (горизонтальный ход) - второй траверс в сторону Ростовской (в Ростовской это в районе колодца Стахановцев). Раскопанная узость в конце наклонки- "Забой". Сама наклонка проходится без веревки, но с каждым разом делать это все неудобнее, становится скользко, рекомендуем подцепить там метров 20-25 веревки.

За "Забой" дальше вниз было намечено главное первопрохождение для сезона 2002 года. Что стоило Лаврову с Максом восьми часов трахадрома и порванные (точнее порезанные) комбезы. Итак, первый спит на стене слева, отвес ~ 6 м. Далее на пару метров вниз по меандру и перестежка за Е.О. на стене слева. Потом еще пара метров и спит справа. От этого места вниз около 12-15 м в полную ж... Сверху монолитная плита, внизу тоже плита, но с размытыми "лезвиями" - смерть комбеза. Внизу две узких щели. Первую (которая слева) признали негодной сразу. Над второй Макс проработал полчаса молотком и... не пролез. Тогда он еще помахал молотком и достиг желаемого результата.

Ох!

Далее навеска за Е.О. (скальный выступ) и через узость вниз, там щель раскрылась в колодец около 15 м. Внизу глыбы, за одну из них перестежка и еще ~ 6 м вниз.

Все это время микрогруппа рвалась вниз, потому что там шумело. И все сильнее и все ближе. Уступ 2 метра, очень гладкий и неудобный, поэтому забили еще один спит. Спустились и увидели - ФИГ... Это была узкая щель, за которой сильно шумела вода. Попытка обойти щель не имела успеха. Ход вверх был, но размер калибра посередине его не совпал с размером задниц главных первопроходимцев. :( Вообще-то это глубочайшая точка п.Физтеховской (около -290м) , но топы нет (ребята пожалели топосъемщиков).

Напротив того места в Головке Сыра, где спуск к "Ежам", есть широкий ход вверх - начало "Бобслейной трассы", который приводит в "Лужники" (ПБЛный зал). Характерная отметка в "Головке сыра" - многочисленные глинянные цилиндрики длиной около 10 см каждый, которые мы называем "Скалистые горы".

Если в верхней части "Головки Сыра" пройти в угол зала, то можно найти место, увитое сосульками с несколькими мощными сталагмитами. Это "Версальчик", через него ход уходит дальше к "Медео" и к узостям.

Над "Головкой Сыра" есть несколько заглиненных нешироких трещин и ходов, но почти все они закольцовываются друг на друга. Реально есть два четко определенных для этого места продолжения: от "Забоя" вниз и через "Лужники" наверх (траверс на Ростовскую - не в счет).

Зал "Чрево" - самый большой из залов в п. Физтеховская. Собственно он один - "зал", а все прочии - "зальчики". Размеры его оценить тяжело из-за довольно сильного наклона и загроможденности (отдельные глыбы в диаметре не меньше 10 метров), а также потому, что там никто не пытался сделать топосъемку по периметру. "На глазок" размеры "Чрева" - 70_60_15 м3 , наклон около 15 м в направлении от прохода к началу "Серпуховской ветки" до начала "Тимирязевской". В верхней части "Чрева" справа (по направлению подъема) проход вправо и вниз к "мосту Дайна". На этом участке есть ответвление влево к большому "окну" в стене за которым осыпной наклонный колодец около 15 м - "Леночкин колодец". В верхней части слева наклонные щели, которые вроде бы затыкаются. По другой непроверенной информации через них выползали в зальчик "На троих".

В нижней части "Чрева" лежит большой плоский камень треугольной формы - "столовая плита". Если спуститься с нее вниз и забираться дальше вниз под стену, то примерно под "столовой плитой" можно попасть в небольшой обвальный зальчик (20_12_5 м3). В нем слышен слабый шум воды. Ищите щель слева на стене и ползите туда (проход был разрыт, по желанию можно еще капнуть). Попадаете на полочку и видите прямо напротив вас струю воды (расход около 2 л/сек) льющуюся из меандра вниз, в завал. Вниз уступ около 10 метров, здесь же забит крюк или есть Е.О. (не помним точно, но какая-то навеска там есть). Завал куда льет вода с виду глухой и бесперспективный, но можно подняться по кучи породы и перелезть через гребень. Далее небольшой ходик вниз в конце которого надо проползти. В самом конце он поворачивает вправо (по ходу движения вниз) и раскрывается в зальчик "названия нет :))". Здесь мы имеем уступ около 6 метров, где можно спуститься без веревки, но следует проявлять осторожность (порода на стенке сыплется). Внизу зальчик похожий на "Мышиную норку". Такой же заглиненный, что не странно, так как оба зальчика на одной глубине. Отсюда уходит две-три меандроподобных щели пара из которых вполне проходима при наличии молотка, лопатки и трудолюбия (в 97 году у нас с собой не было ничего из этого).

Внизу на левой стенке (по направлению движения вниз) отверстие откуда висит веревка - вход в "Белый и пушистый", тут же рядом начало "Тимирязевской ветки" - от "Столовой плиты" это примерно 10 м. Если спуститься со "Столовой плиты" вправо (направление тоже) метров на пять, а дальше протраверсировать вдоль стенки между глыб (обращайте внимание на старые следы), то попадете на маршрут к зальчикам "На троих", "Андреевский", "Мышиная норка".

Описание п. Физтеховская через классический вход (щель CSPV-02)
до траверса с п.Ростовская в Тройном колодце.

Пещера Физтеховская начинается с входной щели ~ 6_1 м2. В дальней части щели, метра на 2 ниже (доходится в распоре) поворот направо и вниз (там часто бывает снег). Далее вниз (уклон небольшой) уходит меандрообразная щель около 6-8 м длиной, сверху плита, внизу - грязь с гравием. Это "Грязнуха-ползуха", проходится на боку. Ползать по ней - сыро и грустно, особенно наверх.

Далее очевидное направление по меандру, в верхней части, выбирая, где шире. Первую яму можно не заметить (пока трансик не уронишь) и лучше не замечать. Вторая более очевидна и, перейдя через нее, стоит спуститься вниз, на самое дно. Если этого не сделать, то через пару метров окажетесь перед сложной узостью в верхней части меандра - "p-n переход". За ней неприятный (для свободного лазанья) колодец ~ 6 метров, после которого попадаешь на основное направление.

Если вы избежали встречи с "p-n переходом", то на дне ямки (не более 3 м), куда следовало спуститься, обнаружите уходящий вниз ход. Ползите туда (!).

Собственно, все дальнейшее движение происходит "вперед и вниз". Через многочисленные (не сложные) узости с передачей трансов (если они у вас есть). Пару раз будут небольшие уступчики (рекомендуем оставить там веревочки, если не любите карабкаться, всего два по 2 метра). В некоторых местах есть старые метки красной краской (еще чехи оставили).

Ближе к концу меандр снова провалится в маленький колодец (~ 4 м), там еще кто-то забил шлямбур в период с 94 по 99 гг (нам этот герой неизвестен). Правильно - спуститься вниз (свободным лазанием) и дальше найти ход, который вынырнет в "Галерею Осьминогов" (соблюдайте осторожность, не спуститесь лишний раз в шхельду!!!). Если не полезть в этот микроколодец, то, перейдя его, можно выйти "Галерею Осьминогов" метрах в 3-5 от дна и без снаряги не слезешь, а тащить с собой снарягу только ради этого - обидно. Расстояние до "галереи Осминогов" от поверхности проползается опытным спелеологом налегке минут за сорок (только не с первого раза :)) ).

Итак, "Галерея Осьминогов". Висят геликтиты, налево тупичок (там был первый ПБЛ). Думается, что если этот тупичок разрыть, то "Галерея Осьминогов" продолжится и в том направлении. Идя направо надо проигнорировать щель влево-вниз (это для людей с большими кувалдами и здоровьем) и миновать локальное понижение свода. После понижения свода снова все широко. Есть дырка в полу, а над ней два старых хайса - колодец около 20 м. Щель вправо быстро раскрывается в меандр, уходящий под галерею. Там на уступе тоже есть пара старых хайсов. Часть этого меандра, что уходит вверх, называют "системой Аркана" (в честь Аркадия Юдакова, который там восходил в 92 году).

Вообще под "Галереей Осьминогов" находится зал (объем), из которого вниз уходит неширокий мендр со слабым шумом воды (информация от И. Гринева, 1994 год). И колодец с хайсами и меандр ведут туда.

Теперь о главном. Если идти мимо всего этого, то в конце галереи есть маленькая ниша - "Шлюз", из которого через щель, разрытую в 1994 году А.Реутовым, выползаем в "Галерею Материнства и Детства". Это старая объемная галерея с множеством красивостей, она быстренько заворачивает влево и вниз. Вокруг чисто, в центре старое высохшее русло ручья. Галерея (~ 30 м) заканчивается "колодцем Поруганной Девственности" (К40). Очень красивый колодец, весь в белоснежном кальците изрядно пострадал от грязных ручек спелеологов, за что и был так назван. Но туда лезть не надо (там тупик). Надо перейти через него и залезть в щель, которая начинается с другой стороны и метра на три ниже. Там забит хайс, но это все отвлекающий маневр (!), используйте хайс, как ориентир и только. Если залезть в щель, то метров через 10-15 выползешь в галерее "Белый ручей". Сама щель называется "дорожка в рай", почему так называется - лучше понимаешь на обратном пути. Рекомендуем проходить ногами вперед.

Галерея "Белый ручей". Большая (4_3 м2) с полукруглым сводом. Длиной ~ 50 м, сильно наклонная (до 40-45°). В центре галереи - русло маленького ручейка (шириной до полуметра), когда-то он был белым от кальцита. Спуск вниз и подъем свободным лазанием, но новичков в паре мест на спуске приходится поуговаривать.

Внизу "Белый ручей" переходит в ход "ИКИ" - почти горизонтальный ход с парой ванночек, сечение ~ 1_1,5 м2. В конце поперек него проходит трещина (шириной до полуметра). Сразу за ней направо вниз выход в обвальный зальчик "На троих". Здесь когда-то был ПБЛ (96, 97). Если после трещины не поворачивать направо, то упрешься в маленький симпатичный тупиковый зальчик - "Свадебный зальчик" (подарок Гриши Сигалова Лине в их предсвадебном путешествии в 94г.).

Лазание в окрестностях зала "На троих" не привело к находкам за исключением очевидного продолжения. Все попытки провалиться вниз вдоль стены завязли в глине.

Слева от ПБЛной площадки в зальчике "На троих" за небольшой плитой старая мусорная ямка. Оттуда щель вниз, потом влево (аккурат под ПБЛом получается проход). Дальше очевидно в щель прямо. Можно попытаться пройти прямо через ПБЛ поверху = подъем и спуск, но спуск с уступчика 4-5 метров, где не обойтись без снаряги (а зачем?) или грамотно повешенной лесенки.

После ПБЛа - почти горизонтальный ход, который через несколько метров постарается увлечь вас вниз. Там "Белый водокап" (увидишь - не ошибешься) и "Андреевский зал" (~ 20_6_15 м3). В нижней части "Андреевского зала" щель, по которой "вперед и вниз". Попадаем в зальчик "Мышиная норка". Много глины, узкие замытые ходы. В одном из них шум воды, но штурмом эту коварную щель не взяли ни в 96-м, ни в 2002-м. Последний раз Максим Маслов резюмировал, что без серьезных разрушений это и не сделать. Это была нижняя точка с 1994 г. до 2000 г. (~ 220 м), не считая дна колодца "Буревестник".

А если не лезть вниз к "Белому водокапу" и т.д., а идти дальше прямо, "вперед и немного вверх", то можно выползти в большой глыбовый зал - "Чрево". Размеры зала оценить сложно (он наклонный, завален очень крупными глыбами). По сути, зальчик "На троих", "Андреевский зал" - нижние отгороженные глыбами края "Чрева". В нижней части "Чрева" большой плоский камень треугольной формы. Он очень заметен, там даже был ПБЛ в 2000 г. - "Столовый камень". Там остались еще какие-то продукты (гречка), но в целом место для ПБЛа весьма сыровато (капает) и не комфортно.

Недалеко от "Столовой плиты" начинается восходящая галерея "Тимирязевская ветка". Пол галереи обвальный, длина ее около 300 метров, а подъем на примерно +140 м от "Чрева". Изредка встречаются геликтиты.

В верхней части "Чрева" есть проход (спуск) к чудному месту, называемому "Мост Дайна". Это широкий (Ж ~ 12 м) колодец глубиной около 10 м, в центре которого упавшая глыба каплевидной формы и плюс две заклиненные по краям. Вместе они создают самый настоящий мостик. Этакое чудо архитектуры над колодцем, на мостик льет небольшой душ.

Дальше идет небольшой (5-8 м длиной) ход под названием "День и ночь". Потом все хорошо и здорово (в смысле, широко и удобно) - началась галерея "Серпуховская ветка". Длина ее - 200-300 м, пол в основном обвальный, немало красивостей, в том числе "Распятие" (его очень любит Лавров). В начале есть уступчик (~3 м), там висит веревка. На этом месте развилка. Ход направо - галерея "Купе Темочки" (тоже все широко и удобно). Первая развилка налево в "Купе Темочки" - ход "Белый и пушистый" (еще геликтиты), из него есть трещина направо - ход, который приводит в целую систему ходиков. Эти ходики создают нехилый трехмерный лабиринт. Попасть из него можно в разные места (например, на дно "Моста Дайна"). Сам "Белый и Пушистый" заканчивается окном (1_1,5 м2), которое вываливается в "Чрево" рядом с началом "Тимирязевской ветки", там тоже повешена веревка (это для девочек, которым не нравится ходить через "Мост Дайна").

Между тем, вверх по "Серпуховской ветке", мимо красивостей, через глиняный уступчик приходим в зал-развилку, где большой (6_7 м2) очевидный ход ведет влево к колодцу "Буревестник" (К 90). Колодец большой, наклонный, глубокий, красивый, но абсолютно глухой L На другой стороне колодца галерея продолжается, но недолго (примерно метров 40-50). Надо от развилки идти не к "Буревестнику", а дальше вверх по правой стенке. Примерно метров через 50 "Серпуховскую ветку" пересекает еще одна галерея. Влево и вверх - "Строящаяся ветка", другой ее выход находится возле к. "Буревестник", а направо и вниз из "Серпуховской ветки" - на соединение с п.Ростовской.

Там тоже целая система ходиков, но попроще, чем под "Белым и Пушистым" в одном месте много красивых гилектитов (в том числе и нечто большое и лохматое, что назвали "Медузой раскаяния"). Сохранить эти гилектиты удается потому что по этому маршруту никто не ходит и других не водит, хотя это прямой путь в ту же самую Серпуховскую ветку, только метров на 40-50 дальше, зато не ползая. В этом месте находится колодец "Глупый пингвин" (ответ А.Реутова на "Буревестник" в 97г. :)) ), абсолютно глухой около 11 метров.

Сама по себе "Серпуховская ветка" заканчивается большой красивой натечностью. Если у кого-то хватит ловкости залезть наверх, то он увидит продолжение хода. Твердый натечный пол, ширина метра 2-3, свод куполообразный. Все хорошо, но недолго. Свод начинает быстро понижаться, сначала приходится идти на четвереньках, потом ползти. Вскоре посередине пола появляются дыры и ползти приходится вдоль стены. В конце пол полностью исчезает, и мы оказываемся на краю провала. Свесив голову через край легко понять, что последние несколько метров вы ползете по натечной корке, под которой ничего нет. Ощущения сильные. Это место называется "Скорлупа". Добро пожаловать, сильные ощущения гарантированы.

Траверс начинается от веревки на правой стене завязанной за скальный выступ. Веревка уходит в ходик вниз и является перилами. Колодец начинается с двух спитов на левой стене, потом перестежка за спит справа. Внизу на полочке хайс, от него вниз к Ростовскому крюку (это Тройной колодец). Вторая половина траверса вешается со стороны п. Ростовской.

Проход от "Чрева" до "Головки сыра" выглядит следующим образом. Надо подниматься вверх по "Темирязевской ветке" до очка округлой формы (Ж ~ 0.8м) в стене справа (примерно в полуметре от пола) - где-то на середине галереи. Короткий (5-6 метров) ход раскрывается в колодец "Дюшкин юбилей". Надо протянуть по ходику перила от глыбы в галерее. Навеска за два спита (один не слишком хороший), потом две перестежки за естественные опоры (на них оставили надетые локальные петли). Требуется около 50 метров веревки.

Сразу после "Дюшкиного юбилея" начинается уступ около 12 метров. Навеска за Е.О. (скальное ухо) слева, стоило бы там забить чего-нибудь. Веревка 13 метров, стенка наклонная. Вниз по ходу к уступу У7. Навеска за спит справа, от него за перегиб вправо перила (слегка наклонные, около 4 метров) ко второму спиту на стене, а оттуда вниз. Здесь надо около 15 метров веревки. Если от второго спита влезть чуть вверх и пройти вперед метров 10, то окажешься внизу большого восходящего наклонного колодца (наиболее вероятная причина сквозняка в "Тимирязевской ветке). Поднявшись немного вверх по левой стенке оказываемся перед присыпанным ходом в продолжении галереи. Туда надо будет слазить!!!

А если спуститься от навески вниз (в этом месте уже протопала не одна пара сапог, поэтому для комфорта не помешал бы конец метров 10-15 с узелками, а то скользко), мимо турчика и забраться на глыбу слева, то можно найти оставленную там строповую петлю. Этого достаточно, чтобы спуститься в "Головку сыра" и вылезти обратно, но все-таки рекомендуем подцепить там метра 3-4 веревки (на первое время).

напиши историю

Главная    Новости    При использовании материалов Dombai.info активная ссылка на сайт обязательна РЕКЛАМА на Dombai.Info Контакт
Домбай.Инфо - Весь Домбай - Все о Домбае - Все на Домбай!