И снова о лавинах…
Автор: Юрий
Несмотря на тяжесть воспоминаний не могу не
написать то, что могло бы помочь тогда и, может быть, поможет
остальным в будущем. Речь идет о сходе в начале февраля лавины
на Домбае, в которой погиб отличный парень. Эта тема уже поднималась
на ряде ресурсов, однако мне хотелось бы по возможности дать
максимально полную информацию о случившемся. Вдруг вам пригодится.
Жизнь Виталика унесла Кладбищенская лавина, сошедшая
около 17.00 3 февраля 2006 в кулуаре слева от маятниковой
канатной дороги. Этому предшествовали 6 отличных дней катания
по всем возможным местам. Без внимания не была оставлена ни
одна табличка «Стоп! Лавина». Друзья, поверьте,
они действительно стоят там не просто так. Это не знаменитая
Полянская табличка, около которой «не зарастет народная тропа»
(хотя и в Поляне сходят лавины, хоть и реже). На Домбае они
действительно стоят по делу.
За 6 полных дней катания мы не раз находили этому подтверждения.
В первый же день, сорвавшись с козырька над Югославкой, я
потерял рацию. На следующем спуске отправился ее искать, гордо
проехав мимо предупреждающей таблички. Итог: больше половины
козырька обрушилось под моей доской в виде снеговых плит метровой
толщины. Был наставлен на путь истинный проезжавшими мимо
спасателями. В крайний день катания, опять же проигнорировав
таблички, спускались к Русской поляне по крайним правым кулуарам.
Сбавив скорость, провалился по пояс под наст. Плита толщиной
сантиметров 60, под ней еще полметра пустого пространства
и голые камни. Дальше идет узкий крутой кулуар, на входе в
который на насте виднеются трещины. Лавина там не сошла просто
чудом.
Как видите, горы не раз предупреждали нас о том, что
лучше не выебы….ся. Однако этого нам показалось мало.
Дело в том, что по тому злополучному склону, по которому сошла
Кладбищенская лавина, мы каждый день ездили в домой (жили
наверху 3 очереди). За нижней станцией Югославки начинался
пологий склон с отменным пухляком, который на уровне середины
четвертой очереди переходил в крутой кулуар, по которому мы
и проходили траверсом до гостиницы.
Мы были подкуплены незначительным количеством снега в кулуаре,
местами торчали камни и стебли травы. Кроме того, это был
кратчайший путь к гостинице. Однако за 2 дня до описываемых
событий ветром намело порядочно снега, а 3 числа погода резко
изменилась – стало солнечно и тепло. Только на днях я прочитал,
что подобная ситуация – идеальная для схода лавины (раньше
я полагал, что самой опасной является обильный снегопад).
Шли с интервалом 150 – 200 метров.
Я первый, он – второй. Спокойно прошел склон, только слегка
удивило большое количество снега. Звуковых и визуальных признаков
схода лавины не заметил. Выйдя на ребро у станции строящегося
маятника, обернулся – склон пустой, ровный, ничего подозрительного,
кроме отсутствия напарника. Безуспешно пытался дозвониться.
Потом поднялся на четверке и со знакомыми ребятами опять спустились
в кулуар. Там обнаружили следы схода лавины, а именно метровые
плиты, сгрудившиеся на полке. Сама же лавина сошла до второй
опоры маятника. Там уже затемно спасатели и раскопали его.
Говорят все было мгновенно. Теперь Вжик катает в местах,
где мягкий снег на ровных склонах не тает круглый год.
Хочется выразить благодарность и уважение
самоотверженным людям, работающим в Домбайском спасотряде.
Это настоящие фанаты.
Я не призываю кататься
по замерзшим укатанным буграм, просто лишний раз взвесьте
в голове, готовы ли вы на самом деле на такой риск, суясь
на целину (мне сложно представить, как от этого можно отказаться
раз попробовав). Если ответ положительный, не поленитесь воспользоваться
следующими нехитрыми советами.
Заранее извиняюсь за изложение прописных истин.
1. Обязательный набор снаряги:
шлем, защита, рации, бипер, лопата, щуп. Отдавайте себе отчет
в том, что в случае схода сужающейся лавины, снежных плит,
крупномасштабной лавины или лавины в кулуаре со скальными
выходами они вам вряд ли понадобятся. У людей, катавших вне
трасс (включая нас), практически всегда не было и половины
перечисленной снаряги.
2. Берите гида – самый надежный способ выжить,
хотя их тоже иногда заваливает. Практически никто, кого я
видел вне трасс, не брал гидов.
3. В первый же день катания постарайтесь связаться со спасателями.
Только они могут дать адекватную картину лавинной обстановки.
Как минимум постарайтесь узнать их частоту и забить ее в рацию.
Телефон ПСО Домбая 8-878-72-58-1-38.
4. Ни в коем случае не проходите кулуары траверсами,
особенно затяжными. Это может привести сами знаете к чему.
5. Перед поездкой в горы не поленитесь обеспечить
должный уровень теоретической и практической подготовки.
Первое – семинары, книги (первое, что смог найти http://www.boarderz.ru/index.php?aid=361),
второе – не жалейте себя, чем сильнее тело, тем больше шансов
выкарабкаться. Из тех, с кем я общался на горе, мало кто что
знал о снеге вообще и лавинах в частности.
Мы сами были виноваты в том, что произошло. Кроме самого себя
винить некого. Отдавайте себе в этом отчет.
Катайтесь аккуратнее
P.S. Хочется сказать пару слов относительно
самого Домбая. Многие с большим неудовольствием говорят об
уровне местного сервиса, безопасности и тому подобных вещах,
сравнивают с Европой. Для массового туриста Кавказ уже практически
не отличается по ценам от горячих туров в Европу. Поэтому
глупо ездить туда из экономии, равно как и предъявлять претензии
относительно сервиса. Это жесткие горы, и когда вы отправляетесь
туда, вы подписываетесь на эти ограничения. А если вы этого
не понимаете, то это ваш промах. Ведь туда едут не за этим.
А у тех, кто не за этим ездит из года в год, все ровно выходит.
|