Домбай.Info Карта/Поиск:
стори 2003

Текущая стори

Банда Дятловки атакует Домбай

Домбай 17-19 января 2004 г.

День конституции 2003

Поучительная история.

Домбайский Экстрим.

Глубоководные погружения в Кабардино-Балкарии.

Впечатления из Питера об Альпиниаде в Архызе 27.04-7.05.2003

Киевляне на Домбае 7-17.02.2003

Отчет о поездке на ДОМБАЙ 22-29.01.2003

Маленький отчет о пребывании на Домбае

Встреча 2003 на Домбае

История строительства канатно-кресельных дорог на Домбае от ее строителя

Из Жизни Домбайской спасслужбы

Текущая коллекция

АРХИВ: сезон 2002

АРХИВ: сезон 2000/2001
OnLine Журналы
On-Line отчет Домбай 9-12 января 2004 г.
On-Line отчет Домбай-Эльбрус-Цей в ноябре
On-Line отчет о проверке Домбая в ноябре
On-Line отчет о спасах на Домбае - август 2003
On-Line отчет из Домбая альпинисткого - август 2003
On-Line отчет с Мегатраверса 27 вершин Домбая - август 2003
On-Line отчет с Адреналина Домбайского июль-2003
On-Line отчет из Домбая альпинисткого - июль 2003
On-Line отчет из Архыза с Альпиниады посвященной "Памяти друзей"
On-Line отчет c Домбайского Сноуборд Лагеря с 5 апреля 2003
On-Line отчет поездки на Домбай с 8 марта 2003
On-Line отчет поездки в Приэльбрусье с 3 марта 2003
On-Line отчет поездки на Домбай 7-21 февраля 2003
On-Line отчет поездки на Домбай 17-25 января 2003
Развед-вылет Русского ХелиБординг Клуба 10 января 2003
Журнал поездки на Домбай с 5 января 2003 г.
Текущая коллекция
АРХИВ: сезон 2002

 
Приэльбрусье
Первопроход глазами начинающего альпиниста
Экспедиция на Эльбрус с 14-25.08.03
Эльбрус дневник экспедиции 2003
Пик Селла по Северной стене Западного гребня
Эльбрус готовится к открытию летнего сноуборд-лагеря
Эльбрус альпинистский, лето 2003 года.
Чегет 15-22 февраля 2003г
Восхождение на Эльбрус
Этот неожиданный Чегет

RB2 Network

RB2 Network

 
Западный Кавказ
Осенняя Альпиниада Молодежи Кубани "Кардывач-2003" New !

 

История строительства канатно-кресельных дорог на Домбае

Записано со слов : Анатолия Ивановича Бублик

Строительство спортивно-туристический комлекса на Домбае началось в 1964 году. Была объявлена Ударная комсомольская стройка краевого значения. В декабре Анатолий Иванович приехал сюда на три месяца в командировку, да так и остался. Был бригадиром комплексной бригады.

Сначала строили жилые дома в поселке - те самые 4-этажные, что сейчас его и составляют. Жили как и положено было комсомольцам в палатках и бараках. Первый жилой 4-этажный дом заселили строителями уже в 1966 году - 5 декабря. В доме еще не было отопления и отделки. Все доводили сами.

Расчистку леса под строительство производили под жестким контролем лесного хозяйства, не то как сейчас - рубят в заповеднике где и кто хочет. План вырубки утверждался в Москве. Если что-то неправильно расчитали при планировании, то для того, чтобы срубить мешающее дерево, нужно было звонить в Москву и получать разрешение. При проектировании поселка оставили максимум деревьев, и однажды уже в 80-х годах одно из близко стоявших к домам (между 1-м и 2-м домами) деревьев упало на 4-этажный дом - проломило крышу. Тогда быстренько залатали подручным материалом, но все равно текло и дуло. И только в 2000 году полноценно починили крышу - перекрыв ее заново.

Конечно приходилось хитрить - оперативно решая проблемы с деревьями. Так например стояло дерево у дороги на ЛИИ, из-за постепенной просадки дороги осыпей и дождей, одна из полуметровых пихт опасно наклонилась над дорогой, долгие согласования порубки могли привести к несчастным случаям. Подогнали тягач и с корнем выдернули. Вот такие были тягачи на базе танка Т34 без башни, на них ставили две совмещенные кабины от ЗИЛа и кузов!!. Утром лесники проходят - тут вроде дерево было ? Не знаем - может ураганом его ? Смотрят сводку погоды - не было !!!???

В 1965-66 годах копали котлован под нынешнюю гостиницу "Домбай". В те годы под нынешней первой креселкой был альплагерь Министерства обороны "Красная звезда": деревянное 2-этажное здание столовой, на втором этаже жилые комнаты, клуб и жилые домики. Это был периодически то альплагерь, то турбаза. Сейчас в оставшихся из тех зданий клуб и поселковый совет.

В 1969 году сдали в эксплуатацию дачу Управления делами ЦК КПСС - нынешняя гостиница "Чинара" (тоже кстати не для простых смертных). Вся она из дерева по древним технологиям. В Карачаево-Черкессии не нашли кому доверить ее строительство и вызвали бригады из Вологды и Свердловска - специалистов по древесным конструкциям. Завершили ее строительство в 1969 году. Там рядом с этой "Чинарой" (но с внешней стороны забора) неплохая для тренировок альпинистов скала есть, чтобы на ней позаниматься инструкторы предупреждали охрану о времени прихода и ухода и составе группы. Приходили, сразу же появлялся охранник и всю тренировку из-за забора наблюдал.

Строительство 1-й очереди канатно-кресельной дороги началось тоже в 1969 году. В 1970 г. ее уже сдали в эксплуатацию. В течение 1970 года, пока заканчивали первую канатку, началось строительство 2-й очереди - на Русскую Поляну, которую сдали в 1971 году.

На Русской Поляне зона горнолыжного катания была в 300 метрах от станции 2-й очереди. Там стояло 3 бугельных подъемника, остатки их стоек видны даже сверху с современной зоны горнолыжного катания на Мусе до сих пор (если приглядеться). Склон на Русской Поляне по нынешним меркам относительно пологий, вроде нынешнего "лягушатника" возле гостиницы "Крокус". Но это же был первый горнолыжный курорт и по нему гоняли толпами !!!

Кстати, лягушатник в его нынешнем понимании на Домбае тоже был - на месте нынешней недостроенной гостиницы "Аманауз" - при въезде в Домбай находится справа, не достроена еще со времен СССР и сейчас окружена забором.

Рядом с этим "лягушатником" жили в палатках. Плюс перед "Солнечной долиной" был "Корниловский хутор" - стояли деревянные домики. Плюс в самой "Солнечной долине" жило до 110 человек. Так что в сезон до 600 человек одновременно на Домбае отдыхало.

На месте нынешнего альплагеря "Алибек" тогда были маленькие домики. Новый корпус на 100 мест построили в 1972 году. Первый этаж - был кирпичным, второй и третий - деревянные. Но он в 1978 году сгорел в пожаре. Анаталий Иванович с небольшой бригадой вшестером за 6 месяцев его перестроили. Теперь он 2-этажный кирпичный с деревянной мансардой. Работали иногда с рассвета до 2-3 ночи.

Алибекскую хижину, прославленную Визбором, построили энтузиасты сразу после войны. Среди них ведущую роль играл Игорь Самов. Расчитана она была на 40 человек, а жили иногда по 70. Игорь там ввел серьезный порядок и контроль за чистотой. Например, приходит альпинист в Хижину на довольствие ставится - получает банку тушенки, при выписке нужно эту пустую банку предъявить завхозу (это чтобы не выбрасывали мусор на восхождениях, а несли с собой). Идет группа из альплагеря "Алибек" на Хижину, каждый несет дополнительный груз: 10 Кг. угля, или провианта. Это и дополнительная нагрузка для акклиматизации спортсменов и для них же топливо. В Алибекской Хижине всегда было в наличии 10 ведер угля! Возвращается группа вниз - уносит мусор. Когда Игорь умер, все это прекратилось. Хижину и окрестности загадили. Сейчас она закрыта для проживания.

Третью очередь канатно-кресельной дороги начали строить в 1973 году, и занимались ею 3 года. Бетон под опоры, да и вообще весь Домбайский бетон, специально разработанной в НИИ марки, после каждого замеса проверяла специальная лаборатория качества. Вот этот бетон возили по дороге на ЛИИ и далее через Русскую Поляну на 2-х тягачах (тех самых из Т34). По пути бетон от времени и длительной тряски вставал, так что укладка его вручную представляла недюжинные трудности.

Следы тогдашней версии 3-й очереди канатно-кресельной дороги видны внизу когда проезжаете по нынешней - отдельно стоящие невысокие опоры. Закончили 3-ю очередь в 1976 году.

Зона горнолыжного катания сместилась тогда под 3-ю. Катались в этом пространстве до леса. Поднимали двумя подъемниками:

  • на "швабрах", нижняя станция стояла в районе нынешней первой опоры вагончика, а последняя опора "швабр" - у нынешней верхней станции вагончика,
  • на бугеле от леса до "Тарелки". Но в этом месте народ слишком часто "улетал" ниже в крутяк и бился, и этот бугель позже сняли. Это вообще опасное место, в 2000 году здесь двое влетели в опору головой.

    В это же время появилось нынешнее здание Хижины "Горянка". Сначала это было административное здание, но использовалось всего одно помещение, а остальные пустовали. Поэтому все было разбитым и бесхозным. В 1986 году Анаталий Иванович с женой Гулей взяли эти помещения в семейный подряд. Для сотрудников канатки тут работала баня, комнаты отдыха и т.п. Сначала здесь даже не было водопровода. Первые туристы отдыхали в "Горянке" уже в 1987 году. Воду брали из родника. Постепенно подвели воду, организовали отопление, благустроили номера - 8-местные.

    Сразу же по окончании строительства 3-й очереди креселки, начали заниматься 4-й очередью. Хотя она коротенькая и несложная, в отличие от 3-й, ею занимались дольше. Бетон и опоры на тех же вездеходах возить дальше. В процессе работы в 1982-83 годах в скальном грунте на 4-й и выше вырезали серпантин той самой дороги для тягачей, по которой ездят и сейчас, и вдоль которой сейчас проложена современная горнолыжная трасса. Сдали 4-ю очередь канатно-кресельной дороги в 1983 году.

    К 1987 году построили и 5-ю очередь. Построили всего за 2 года - помогла проложенная дорога. Здесь грунт проще и под меньшим наклоном, поэтому тягач везде подходил легко, подтягивал опору и краном ее ставили на место.

    Вдруг в 1987 году в ходе того страшного летнего землетрясения, в котором пострадало много туристов и альпинистов, произошла подвижка грунта в районе 3-й очереди канатки. В результате креселка сильно сдвинулась по оси. В течение 2-х лет 3-я очередь не работала.

    Но в это время уже построили Маятниковую канатную дорогу = "вагончик". И тогда же состоялся первый в СССР этап кубка мира по фристайлу. Приехало много именитых иностранцев, в т.ч. американцы и канадцы. Жили все иностранцы в "ММЦ Горные вершины", а наши - на Поляне ЛИИ в хижине, которая сейчас называется "Горянка". Выиграл кубок мира Жан Марк (Канада). Он как крутанул прыжок 5х5 на трамплине, так наши горнолыжники пораскрывали рты.

    Для восстановления 3-й очереди креселки в специализированном НИИ 2 года разрабатывался и утверждался проект. Сделали ванты и 2 гигантских опоры. Сначала ставили мачту - ее растягивали, это получился подъемный кран. Этим краном на лебедках устанавливали нынешние опоры. Этим варианто сейччас мы все и пользуемся.

    "Югославскую" креселку построили 1996 году. Это на самом деле Итальянский проект. Там специализированные сидения с опускающимися поручнями, и специальным покрытием сидений. Этот материал сильно поглощает солнечный свет, так что даже в пасмурную погоду по задницей тепло. Строил эту канатно-кресельную дорогу (подрядчик) бригада из Югославии. Когда начались в Югославии войны, вся бригада заскучала и в очень скорое время, не сдав объект съехала. Так и не вернулись. Позже был незначительный пожар на одной из станций и сгорели остатки документации. Так что даже найти кто был подрядчиком оказалось непросто. Но ее в 1999 году восстановили и запустили своими силами.



    напиши историю


  • Главная    Новости    При использовании материалов Dombai.info активная ссылка на сайт обязательна РЕКЛАМА на Dombai.Info Контакт
    Домбай.Инфо - Весь Домбай - Все о Домбае - Все на Домбай!
    Разработка:
    Dombai.Info ©2002-2017
    Экстремальный портал VVV.RU Яндекс цитирования
    admin@dombai.info